четверг, 20 декабря 2012 г.

Прощайте, "Сумерки"


    Итак, в прокат вышла последняя часть столь нелюбимого сильной половиной кинозрителей и столь обожаемого их слабой частью сериала "Сумерки". За четыре года проект успел эволюционировать из просто популярного молодежного фильма в культурный феномен, не имеющий соперников в степени влияния на умы подрастающего поколения. Можно сколь угодно интенсивно выделять желчь при именах Эдвард и Джейкоб и смеяться над вечно открытым ртом Беллы, но нельзя не признать, что завершилась целая эпоха.
    Конечно, основными потребителями творчества писательницы Стефани Майер и целой плеяды голливудских кинематографистов были неопытные девочки-подростки и дамы сильно бальзаковского возраста, уже разочаровавшиеся в своих мужчинах или в полном отсутствии оных. Естественно, фабула "Сумерек" являлась отражением самой заветной женской мечты сразу о двух принцах, готовых добиваться ее расположения путем совершения немыслимых подвигов. 
      Ведь, несмотря на широкополосный интернет, Джастина Бибера и вожделенные "Айфоны", подавляющее большинство девочек продолжает жить умом и душой в прекрасных рыцарских временах. Когда ради дамы крушились щиты, преодолевались чудовищные расстояния, а башни и драконы не могли удержать принцев в сияющих доспехах, стремящихся подарить возлюбленной поцелуй любви. И неважно, что под забралами были рты полные гнилых зубов, кавалеры пахли конским навозом, а из гигиенических принадлежностей был только остро заточенный топор. 
     Именно "Сумерки" сделали то, что не удавалось другим кинофраншизам: позволили девочкам всех возрастов ощутить реальность этого мифа. Нет, девочки не настолько глупы, чтобы не понять, что в их окружении нет сверкающих Эдвардов и мускулистых Джейкобов, но вервольфо-вампирские страсти помогли им, тихо повздыхав, примириться с реальностью. И уже только за это мы, мужчины, должны быть благодарны сумеречной саге.
      Бессмысленно рассуждать о значени "Сумерек" в истории кинематографа. Как минимум, подобные проекты выполняют очень простую, но нужную для его сложного механизма функцию - служат отличной смазкой. Ведь как известно, без нее ни одно хорошее дело работать не будет. 
     Так, сотни миллионов долларов, которые "команда Эдварда" и "команда Джейкоба" отдали за возможность лицезреть своих кумиров, позволили независимой студии Summit Entertainment превратиться в серьезного голливудского игрока, и сделали инъекцию свежей актерской крови.
       К тому же, незамысловатая концепция "Сумерек" породила массу подражаний в смежных областях развлекательной индустрии, прежде всего на телевидении. Да и вообще вернула моду на всевозможных упырей, продемонстрировав, что фильмы про них - удел не только жанра "хоррор" или проектов класса "Б".
      Пожалуй, единственной серьезной ошибкой, допущенной продюсерами "Сумерек", стало совершенно необъяснимое желание доверить экранное воплощение женского менталитета режиссерам-мужчинам. Ведь при всех мыслимых претензиях первая часть саги, снятая Катрин Хардвик, так и осталась лучшей ее частью. Никакие спецэффекты уже не смогли вернуть проекту самое главное - женский взгляд на нелегкий выбор между кровососом и оборотнем.
  "Сумерки" завершились, а с ними завершилась эпоха. Эпоха, когда нам, мужчинам, было необычайно тяжело выдержать двухчасовые издевательства над нашей психикой, но так легко было потом добиться от девушек всего, что пожелаем. В конце концов, это было просто весело.